У детей, страдающих аутизмом, степень нарушения различных способностей варьирует. Решающим и типичным признаком данного нарушения является отстраненность ребенка от окружающих, даже на первых этапах его жизни. Матери часто вспоминают, что такие дети никогда не прижимаются, не тянутся к взрослому, если тот берет их на руки. Они никогда не улыбаются и не смотрят на мать во время кормления и, по-видимому, не замечают входящих и уходящих людей.

Отсутствие речи

Отсутствие речи или серьезное ограничение ее использования характерно для аутичных детей. Предполагается, что у них наблюдается дефицит имитации, они не способны к эффективному научению посредством подражания. Данная дисфункция могла бы объяснить характерное отсутствие речи или ее ограниченное использование аутичными детьми. В случае, когда речь присутствует, она никогда не используется для коммуникации, за исключением ее самых рудиментарных форм, например произнести «да» в ответ на вопрос, или в виде эхолалии (бессмысленном повторении нескольких слов). В некоторой степени повторение вербальных реакций родителей наблюдается у нормальных детей в процессе их экспериментирования при произношении членораздельных фраз.

В то же время устойчивая эхолалия обнаруживается примерно у 75% аутичных детей. Некоторые исследователи основное внимание уделили попыткам определить, насколько функциональна эхолалия у аутичных детей. Призант и Дачен проанализировали тональность, латентность и другие речевые характеристики эхолалической вербализации, которую ранее считали бессмысленной. Они пришли к выводу, что такая вербализация может помочь клиницистам и исследователям понять когнитивную и коммуникативную деятельность аутичных детей. Тем не менее высказывания аутичных детей остаются крайне непонятными и, несомненно, не могут стать адекватной заменой нормальной речевой деятельности.

Крайний уход в себя типичен для аутичных детей

Возможно, общепринятое изображение ребенка-аутиста лишенным языковых навыков и полностью ушедшим в себя, является слишком упрощенным. Исследователи обнаружили, что языковые навыки у аутистов сильно варьируют и, по крайней мере, некоторые аутичные дети в состоянии понимать речь, хотя и не могут говорить сами. По всей видимости, аутичные дети активно классифицируют окружающую среду в соответствии со своими понятиями, пытаясь исключить либо свести к минимуму разнообразие или вмешательство других людей, предпочитая ограниченную деятельность в уединении.

Такой ребенок часто демонстрирует активное отвращение к звуковым стимулам и плачет, даже если слышит родительский голос. Однако этот паттерн не является неизменным; в какие-то моменты аутичные дети испытывают ажитацию и панику при очень тихих звуках, тогда как в другое время они могут полностью игнорировать громкий шум.

Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *